Что такое «стыд», и какие у вас ощущения, когда вспоминается детское «Как тебе не стыдно»?

Случай из практики. Мужчина 30 лет. В детстве он без злого умысла спалил копну сена. За это его очень стыдила первая учительница. Уже во взрослом возрасте стыдом за своё поведение и незначительные проступки довёл себя до критического состояния. В настоящий момент он борется за жизнь, ему диагностировали доброкачественную опухоль головного мозга.

Стыд – запрет жить

Этимология слова «стыд»: «стужа», «стыдить», «стынуть». «Срам» и «позор» в древнерусском языке обозначались и как «остуда». То есть подсознательно СТЫД воспринимается буквально: «стеснить» свои чувства и эмоции, «остыть» и «заморозить» себя, в итоге умереть от «стыда и позора».

Именно так ребёнок неосознанно воспринимает «Как тебе не стыдно?!» Но ведь как удобно родителям: постыдил – глядишь, а он уже смирный и покладистый. Вот только мало кто задумывается, почему впоследствии выросшие дети становятся неуверенными в себе, почему они ни к чему не стремятся или наоборот всю жизнь что-то доказывают, ощущая себя жертвой, которая обязана подтверждать смысл своего существования.

Отсюда и стеснение, когда тебе неуютно в любом, даже комфортном месте. Когда твоим ЧУВСТВАМ ТЕСНО, и ты себя не понимаешь. И как следствие – ЗАВИСИМОСТЬ от чужого мнения или от постоянной опеки. Вечные разговоры про то, что общество прогнило, а государство нам всем просто обязано!

Случай из практики. «Как это, вы предлагаете быть аморальными?» - такой нездоровый вывод делает женщина 70 лет после того, как мы разобрали её установку «всего нужно стыдиться», которая используется в качестве вторичной выгоды. Она страдает от стыда, и эта позиция крепка. При этом ей важно навязать это чувство детям, потому что всё окружение с ней общаться не хочет.

А как же воспитывать?

«Подойди и извинись!» – говорят родители. А у ребёнка нет понимания, что он сделал не так. Ему нужно всего лишь ОБЪЯСНИТЬ и показать, к чему привёл его поступок, и помочь выйти из сложившейся ситуации. Но это возможно, когда родитель сам освободился от своего собственного стыда, которое ему на протяжении многих лет внушали семья и школа. Многие ли на это способны?

Одновременно со стыдом внедряется чувство вины – а это значит, что ты и твоя жизнь ничего не стоят. И в любой момент, склонив голову под гнётом вины, ты будешь готов отправиться на плаху.

Это уже раздел концептуальной психологии! Стыд и вина, как вирус, попадают в сознание, и самому потом очень сложно освободиться от них. Ребёнок с такими травмами ощущает ненужность и никчемность, фрустрацию, он склонен к суициду, ибо нет смысла жить с чувствами вины и стыда.

«Подойди и извинись!» - если ребёнок что-то сделал, то пусть он сам поговорит с тем, кого он, по мнению взрослого, обидел или унизил. Поговорить с самим ребёнком, но не винить и не стыдить его. Поделиться своими мыслями и эмоциями с ним.

Только тогда у ребёнка будет ЗДОРОВАЯ САМООЦЕНКА. Не высокая и не низкая, а здоровая, она же САМОЦЕННОСТЬ. И если её нет, то нет своего мнения, и «я себя не принимаю и не люблю», а мнение со стороны подменяет мнение о самом себе.

А вот ещё случаи из практики.

Женщина 50 лет: «Меня родители очень стыдили за то, что бегала босиком по лужам и вымазала одежду». Желание оправдаться и защитить себя от неадекватной реакции старших привело к тому, что она всем «причиняет добро», борясь с несправедливостью на теплоходе, где она сейчас работает. При этом она ощущает беззащитность перед несправедливостью.

Девушка 30 лет. Слова отца: «Как не тебе не стыдно общаться с мальчиками? Как тебе не стыдно носить короткую юбку? Как тебе не стыдно ходить на дискотеку?» - в 25 лет в связи с запретом на секс и на изучение собственного тела привели к полной остановке менструального цикла.

Что делать?

  1. Дистанцируйтесь от чувства вины. Вряд ли пятилетний ребёнок может своим поступком сильно повредить отцу или матери, разве что они сами могут находиться в состоянии вечной готовности обижаться. Пора взрослеть и не использовать обиду в качестве средства достижения цели.
  2. В вечном долгу по поводу чувства стыда человек превращается в спасателя, а потом преследователя. Свобода от стыда - это сначала неопределённость. И её нужно принять.
  3. Привычка оправдываться и извиняться – я никому ничего не должен! Мораль и нравственность остаются с вами, но уходит предрасположенность к манипулированию.
  4. Желание постыдить - тот запрещённый приём, который выбрасывает вас из жизненной колеи. Это приём осознанно или неосознанно могут использовать как родители, так и дети, как руководители, так и подчинённые.
  5. «Не стыдно? Нет!» - ребёнок так поступил не потому, что он нуждается в наказании виной и стыдом, а потому, что он может чего-то не понимать в поступке. Поэтому: не ты плохой, а плохой твой поступок! И об этом уже можно разговаривать.
  6. Оспаривайте чувство вины и стыда. Я хороший человек и делаю хорошие поступки, но что-то могло произойти, и я сделал неосознанный или неаккуратный поступок. И, конечно же, я за это сразу извинюсь. Поэтому я не пускаю внутрь себя чувство вины. Ему там не место. Мне за это не стыдно.

Вина вместе с наказанием, сопровождаемым чувством стыда, или вознаграждение, поддерживаемое чувством полноценности?

Что выбираешь ты?