Взрослый, Ребёнок, Родитель. Что это такое? И какая связь этих состояний с душевными переживаниями? Давайте обсудим.

Время от времени люди изменяют голос, позу, поведение, меняется эмоциональный спектр. Замечали?

У каждой личности есть свой набор схем, которые соответствуют определённому состоянию сознания. Состояния подразделяются на:

 

  • Я - Родитель,
  • Я - Взрослый,
  • Я - Ребёнок.

Когда сознание находится в состоянии Родителя, это означает, что сейчас транслируются программы, которые были свойственны нашим родителям (и фигурам, их замещающим), или же идут прямые ценные указания "Не влезай – убьёт", "Ты должен хорошо учиться", "Знак "Стоп" означает "движение без остановки запрещено". ⠀
Ребёнок, в свою очередь, – это творчество, "финт ушами", действия не по шаблону, озарение.

Состояние Взрослого соответствует выбору объективной реальности и её оценке.

Как русская матрёшка, одно состояние находится в другом, и это всё часть единой сущности, которая принимает не только вселенскую информацию, но и энергию, адаптируя её, перераспределяя, делясь ею с окружающим миром. В любой момент времени участник коммуникации проявляет одно из Я-Состояний.

Если человек в состоянии Родителя, то идёт копирование родительских предписаний. Происходит это, как правило, неосознанно.

Когда в нас говорит наш Взрослый, мы даём независимую оценку определённой ситуации, сообщаем о некоем выводе и заключении.

Ребёнок – мы делаем то, как поступили бы в детстве.

Взаимодействия состояний⠀

Когда наш внутренний Ребёнок подавлен вследствие родительских установок в детском возрасте или из-за долженствований, то время от времени состояние Я-Ребёнок будет пытаться прорваться сквозь броню цензора в лице Я-Родителя. Это уже внутренний конфликт, и проявляется он вот как (типичные примеры):

■ привлечение внимания через болезнь: "дети мне помогут", "я же ради них";
■ неадекватная реакция на незначительные события-провокаторы. Яркий пример - водители, которые любят чинить разборки на дорогах;
■ бывает, когда человеку просто хочется, чтобы его "взяли на ручки и согрели".

Необходимо понять своего ребёнка, не только потому, что вам с ним придётся прожить всю жизнь, а потому, что это наиболее ценная часть вашей личности. Помните, как в Писании: "Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18: 1–4).

Отказываться от внутреннего ребенка - всё равно, что отказаться от радости, спонтанности и интуиции.

Важно понять следующее: всему своё время, и каждому состоянию своё место! Здоровая личность переходит в одно из другого без затруднений, не испытывая при этом дискомфорта и внешних проблем.

Представьте: лётчику нужно посадить самолёт, а его внутренний Ребёнок кричит ему: "Классно показать всем, как я умею делать мёртвую петлю! Дай порулю!" "Нет, - говорим мы из состояния Я-Взрослого, - сейчас посадим самолёт, потом можем повеселиться". Или попросту подурачиться, пошутить: с коллегами или со своим любимым человеком дома.

Теперь о состоянии Я-Родителя. Это некий автоматизм, знание и понимание социальных предписаний, правил или законов. Родитель позволяет экономить время и энергию вследствие упорядочивания. А самая главная его функция - продолжение рода.

В данном ракурсе незрелых личностей не бывает. Бывает состояние, в котором неактуализирован Родитель, способный взять на себя ответственность. ⠀
Бывает и другое, полярное состояние Родителя – когда человек просто умничает, навязывается своим поведением учителя-всезнайки, обвиняя всех в их некомпетентности, чеканя слова, как робот. ⠀
Зачастую, чтобы заглушить своего внутреннего родителя и актуализировать состояние Я-Ребёнка, многие начинают прибегать к алкоголю или наркотикам. Это приводит к тому, что ребёнок спивается, а Родитель уже не способен контролировать ситуацию.

И - барабанная дробь - Я-Взрослый. Это необходимость в выживании, в оценке вероятности событий.

Взрослый способствует эффективной коммуникации с окружающей средой.

Он регулирует деятельность Родителя и Ребёнка, выполняет роль некоего посредника или переводчика. Рассчитывает возможности на основе предыдущего опыта. ⠀

По аналогии, связанной с работой мозга:

  • левое (логика) полушарие – Родитель,
  • правое (творчество) – Ребёнок,
  • трансцендент (компиляция) – тот, кто их координирует, наш Взрослый, объединяя пределы возможностей Родителя и Ребёнка.

Каждое состояние имеет свою индивидуальную ценность. Они могут воплощать в реальность предписанные игровые роли и сценарии, но о них будет отдельный разговор.